
Если у ребенка есть проблемы в развитии: гиперактивность, синдром дефицита внимания (СДВГ), задержка речевого или психического развития (ЗПР, ЗРР), то нужно применять специальную коррекцию. Это один из самых эффективных и безопасных методов устранения перечисленных нарушений. Нейропсихологические занятия с детьми – это не панацея, но результат есть, и он весомый.
Нейропсихологическая коррекция – это исправление, изменение, приведение в норму процессов и функций, связанных с работой головного мозга: восприятия, внимания, пространственной ориентации, эмоционального реагирования, речи, памяти, моторики.
Все это определяет, насколько ребенок будет успешно учиться, взаимодействовать со сверстниками. В целом – как хорошо он сможет существовать в обществе. Речь идет о детях разного возраста. Например, 4-5-летние малыши в дошкольных образовательных учреждениях, если имеют какие-то нарушения, не могут нормально играть в коллективе, общаться с другими ребятами и взрослыми. Когда мальчик или девочка уже достигли школьного возраста, то им сложно дается учеба: чтение, счет и всё остальное. Проблемы могут быть и у подростков.
Родителям обязательно нужно обратиться к нейропсихологу, получить практическую помощь, если замечены такие негативные проявления:
??У ребенка проблемы с памятью. Он не может «зафиксировать» простые вещи.
??Сниженная работоспособность малыша или подростка.
??Дислексия, неспособность решать элементарные задачи, считать по порядку.
??Нарушения речи.
??Нарушения в сферах: моторики, сна, питания, координации.
??Гиперактивность или заметная заторможенность.
??Отсутствие контакта с родителями, слабое выражение эмоций.
??Импульсивность, неспособность ребенка к самоконтролю, усидчивости в процессе обучения, например, в начальной школе.
В домашних условиях нельзя поставить точный диагноз. Необходимо комплексное обследование, которое проводят специалисты. Родители могут лишь подозревать, что у ребенка есть нарушения психики или даже умственная отсталость. Но паниковать раньше времени не стоит. Если есть подозрения, что мальчик или девочка отклоняются в своем развитии от нормы, то нужно, чтобы это подтвердил врач.
Когда в детском мозге действительно что-то происходит не так, применяют комплекс мер по устранению нарушений, в том числе нейропсихологическую коррекцию. Метод особенно действенный, если выявлены следующие проблемы:
??задержка речевого развития (ЗРР);
??проблемы с психическим развитием (ЗПР) – этот недостаток может сочетаться с ??предыдущим;
??синдром гиперактивности и дефицита внимания;
??аутизм;
??расстройства эмоционального и умственного характера;
??недоразвитость мозга;
??рассеянный склероз– может развиваться с 15 лет.
Нейропсихологические упражнения и игры– это то, что подходит для ребят разного возраста. И 3 лет, и 6, и 10.
Для каждого программа разрабатывается индивидуально, нейропсихолог формирует комплекс, который последовательно активирует нужные зоны мозга. В основе – методы тактильно-кинестетической корреляции.
Нейропсихологические упражнения:
??развивают мозолистое тело мозга;
??повышают стрессоустойчивость;
??синхронизируют работу двух полушарий;
??улучшают мыслительную деятельность;
??укрепляют память;
??делают ребенка более внимательным.
Занятия с нейропсихологом подходят для детей, у которых есть перечисленные выше проблемы, но их можно организовывать и для тех, у кого со здоровьем всё в порядке.
Показания к занятиям в зависимости от возраста
С 2-3 лет диагностируют задержку в развитии речи. С ребенком нужно работать над запоминанием новых слов, пополнением их запаса. Уделяют внимание развитию речевого аппарата. Необходимо работать над мелкой моторикой, потому что она напрямую связана с речью.
В 3-4 года, когда детей зачисляют в младшую группу дошкольного учреждения, малышам нужно учиться играть вместе, познавать мир.
В 5–7 лет дети должны осваивать первые навыки письма, знакомиться с книгами, рассматривать картинки и пробовать читать, учить стихи.
7–10 лет – возраст, когда у ребенка могут начаться проблемы с обучением. Если школьник не осваивает рабочую программу, не способен высидеть урок, коммуницировать со сверстниками, плохо пишет в тетради – это всё тревожные моменты. Возможно, нужны решения из области нейропсихологии. Решение принимается после консультации со специалистом.
Памятка: Нейропсихологические игры упражнения